«Катя решает всё»: 25-летняя гомельчанка ломает стереотипы о ЖЭКе и сантехниках-Афонях

Екатерине Машуковой 25 лет, она самый молодой домоуправ в Гомеле — воз­главляет РЭУ-12 госпред­приятия «Советское». Уди­вительно, но пять лет назад она даже не знала о суще­ствовании такой должно­сти. Говорит, что в работу влюбилась с первого дня. Звучит странно, но журналисты «Белки» ещё больше открыли рты, ког­да самым ценным в рабо­те она назвала общение с жильцами. А они, напом­ним, обычно жалуются.

Как Екатерина оказалась в РЭУ

После окончания Гомельского дорожно-строительного техникума Катя поступила в БелГУТ на факультет промышленного и гражданского строительства сразу на третий курс заочки. Параллельно проходила обя­зательную отработку в Стро­ительном тресте №14. Клеи­ла обои, шпатлевала и краси­ла стены, делала другой ре­монт. Иногда отправляли в ко­мандировки. Так, в 2016-м Ма­шукова съездила на пару ме­сяцев в Островец на Белорус­скую атомную станцию, а по­том участвовала в строитель­стве высоток в 104-м микро­районе.

Вскоре отработка за­кончилась, и наша героиня ре­шила поискать другую рабо­ту. В интернете наткнулась на объявление о вакансии веду­щего инженера в ремонтно-эксплуатационном участке, что в Западном микрорайоне Гомеля. После собеседования началась стажировка.

ЕКАТЕРИНА МАШУКОВА

— Длилась стажировка не­делю. Я общалась с мастера­ми, задавала вопросы специ­алисту, на чьё место устраи­валась. Тогда она ещё не ушла в декрет. Ходила вместе с ней по обращениям граждан. Много узнала о том, на что обычно жалуются жильцы и какая польза от каждого звон­ка. Было максимально инте­ресно.

Катю взяли. Мотивация не пропала ни через месяц, ни че­рез два.

— Помогать людям — бесценно. К тому же чувствуешь обратную связь. Люди всегда вол­нуются, когда звонят. Никто же не станет тре­вожить нас в празднич­ном настроении? Звонят с проблемой, а наша за­дача — устранить её. Так что да, жалобы — наше всё…

Почему «жалобы — наше всё»?

Если приходить в ЖКХ из другой сферы, нужно как ми­нимум три месяца вникать и привыкать к системе, гово­рит Катя. Понимать, что лю­ди, которые звонят, не жела­ют лично тебе ничего плохо­го, переходят на грубость не специально, а эмоционально высказываются, так как дей­ствительно, на их взгляд, на­ходятся в невыносимых усло­виях.

— Иногда это оправданно. Например, если в квартире постоянно сыро, и установ­лено, что влага идёт извне, а не порождается внутри поме­щения, то надо, конечно, на­ружную стену «одевать в шу­бу». Раньше такие дома ста­вили в отдельную очередь на термореновацию, сейчас всё иначе. Утепление проводит­ся долевым способом с уча­стием средств жильцов. Ес­ли они готовы оплатить по­ловину стоимости, то работы выполняются. К сожалению, на территории РЭУ-12 таких прецедентов ещё не было. В целом по району терморено­вацию заказывают жильцы отдельно взятых квартир или этажа, — делится подробно­стями собеседница.

За три года Катя погрузи­лась в рутину по решению чу­жих проблем и в 2019-м воз­главила РЭУ. Говорит, что вы­ходит на работу даже в выход­ные. А один раз, когда на ули­це Горького был пожар, её вы­звали на работу ночью.

Самый частый вопрос, ко­торый ей задают жильцы — «За что мы платим?».

— Спокойно расшифровы­ваю жировку по каждой по­зиции. Это тоже часть нашей работы.

Кто все эти жалобы закрывает?

С переходом Екатерины на должность руководителя кол­лектив не поменялся.

— Некоторые здесь работа­ют уже больше двадцати лет. Мастера, например. Они очень хорошо знают территорию и людей. Зачем их менять? Толь­ко на моё место пришёл новый ведущий инженер. Сантехни­ки, электрики и хаус-мастера — все у нас старательные, знают проблемы своих домов. При подготовке к отопитель­ному сезону или летних ис­пытаниях сетей это очень по­могает. Между прочим, трудо­вая дисциплина у нас находит­ся на приличном уровне. Пья­ного работника в рабочее вре­мя вы не увидите. Образ Афо­ни устарел.

Планёрки новая начальни­ца проводит не столько, что­бы поругать, а подбодрить под­чинённых и, конечно, ввести в курс текущих дел.

ВОДИТЕЛЬ ПОГРУЗЧИКА АВТОТРАНСПОРТНОГО УЧАСТКА ВИКТОР МОЛОДЯНОВ

— Всё нужно спланировать заранее, чтобы вовремя полу­чить средства и материалы. Форс-мажоры тоже бывают, но если текущую работу выпол­нять своевременно, то их ко­личество можно свести к ми­нимуму, — продолжает рас­сказ начальник РЭУ. — Есть много профилактических ме­роприятий в нашей работе. На­пример, каждую неделю нуж­но посещать многодетные се­мьи, одиноких и одиноко про­живающих пожилых граждан. К ответственным людям до­статочно приходить раз в год — проверить состояние про­водки, печки, если она в доме есть, убедиться в наличии и исправности автономного по­жарного извещателя, понять, какая помощь нужна. К злоу­потребляющим ходим чаще. Адресов в списке около 2,5 тысячи. Стаптываем не одну пару обуви (смеётся), ведь ав­тотранспорт нам не положен.

«Больше всего мне жалко дворников»

После оптимизации численности в РЭУ-12 осталось 17 рабочих по комплексной убор­ке территории, а обслу­жить нужно 77 домов или 45 дворов.

— Больше всего мне жалко дворников, сейчас они называются рабочими по комплексной уборке. Нагрузка у них очень боль­шая, поэтому просим людей с пониманием относиться к тому, что где-то вытащенный воронами из мусорного бака пакет может пролежать не­которое время. Представьте, что одному дворнику нужно убрать территорию вокруг шести пятиэтажек или трёх малосемеек, а также по графику подмести или помыть полы в подъездах. А если кто-то болеет, нагрузка увеличивается. За их зарплату, в среднем — 500 рублей, это труд колоссальный, — считает Машукова.

МАСТЕРА ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ ТАТЬЯНА ОРЕШКО И ЕКАТЕРИНА ЯКОВИШИНА

Екатерина очень хочет, чтобы на её участке появи­лась инициативная группа общественников, которые по­могали бы работникам ком­мунальной сферы в благоустройстве дворов. Есть отдель­ные неравнодушные жиль­цы, подсказывающие адреса, где соседи злоупотребляют спиртным или подозритель­ного вида люди ходят в под­вал. А вот КТОСа уровня по­бедителя городского конкур­са «Солнечный» у РЭУ нет. Начальник надеется, что это временно.

А ещё хочется, чтобы жильцы ценили труд коммунальщиков и во­время оплачивали вы­ставляемые счета за коммунальные услуги.

— Эти деньги направляют на закупку материалов для своевременного ремонта и плановых работ по подготов­ке жилфонда к работе зимой. У меня на участке девять ма­лосемеек, и часто они гене­рируют основную задолжен­ность. Но в каждой живут на­ши люди, и мы с ними рабо­таем. Часто успешно.

BELKAGOMEL.BY. ФОТО: МАРИЯ АМЕЛИНА
Размещено в категории